Подготовительный к школе возраст
Подготовительный к школе возраст (6-ти – 7 лет)
характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и
является определенным этапом созревания организма. Характерной особенностью
данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных
психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у
ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста
начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его
сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу
дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой
памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических
процессов.
Развитие мышления. К концу
дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие
наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что
способствует формированию способности ребенка выделять существенные
свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности
сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу
дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют
различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых
образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный
словарный запас и развивается способность использовать в активной речи
различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая
значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного
возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего
возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей
деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и
родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое
он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е.
осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы
ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива
«я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах
деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные
сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу
дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате
игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного
детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить
ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа
жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е.
ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника»,
что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и
психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.